Как подготовиться к ЕГЭ? (Часть 2)



Или любить труд, или полюбить труд

Как правильно выбрать репетитора для подготовки к ЕГЭ? С какого возраста нужно начинать готовиться? Что может гарантировать успешное прохождение итоговой аттестации в школе? На эти и другие вопросы отвечает Константин Гусов – исполнительный директор и преподаватель обществознания Московского центра образования школьников имени М.В. Ломоносова, доцент Российской инженерной академии

Вы читаете вторую часть статьи "Или любить труд, или полюбить труд". Первая часть доступна по этой ссылке

Что может гарантировать успешную сдачу ЕГЭ? И со стороны репетитора, и со стороны ученика?

Могу сказать точно, что мало кто сможет подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Если ребенку не повезло и в школе у него нет хорошего педагога, надо идти искать его вовне, в образовательном центре или в репетиторском варианте.

При выборе преподавателя нужно смотреть на его объективные показатели: профильное образование, наличие статуса эксперта ЕГЭ и ученой степени кандидата наук. Собственно, мы в Центре Ломоносова исходим именно из этих критериев: берем вузовских преподавателей, но таких, которые уже имеют опыт работы со школьниками, ибо практический опыт не должен затмеваться статусом. Если ориентироваться только на формальные показатели, то можно серьезно ошибиться: окажется, что преподаватель хорошо владеет предметом, но не умеет его преподнести. Всегда проверяйте опыт работы со школьниками, он должен быть не менее 3-4 лет, причем именно в области подготовки к ЕГЭ. Если преподаватель – эксперт ЕГЭ, кандидат наук и несколько лет проработал со школьниками, то это будет хорошим выбором.

Теперь что касается процесса самой подготовки к ЕГЭ. Во-первых, учитель должен понимать, чему и по какой программе он учит. Мы в Центре Ломоносова требуем учебный план еще до того, как преподаватель приступил к занятиям. Учитель должен методически проработать весь процесс обучения заранее; на каждый урок должна быть предусмотрена и разработана соответствующая методика. Чтобы потом в середине года не оказалось, что что-то не учтено, упущено и на это уже просто не хватает времени.

Во-вторых, к каждому уроку должен быть заготовлен большой объем домашних заданий, закрепляющих пройденное на уроке. Чем больше объем, тем лучше. Научившись выполнять дома сотню заданий, ученик легко справится с двадцатью-тридцатью на экзамене.

В-третьих, еще одна важнейшая вещь – контроль. Если учитель что-то дал на уроке – обязательно спроси и закрепи, чтобы ученик сам это произнес и проработал. А если ученик не выполнил домашнее задание, это должно быть ЧП местного масштаба.

И в-четвертых, конечно, авторитет. Если учитель имеет авторитет у учеников, если ученик видит, что педагог полностью отдается своей задаче, ребенок и сам будет чувствовать ложащуюся на него ответственность, будет стремиться не подвести.

Теперь что касается работы ребёнка. Первая составляющая успеха – это мотивация. Он должен очень сильно хотеть сдать экзамен. Если он не хочет, то он не сдаст его на высокий балл. Как добиться такой мотивации, уже не столь важно. Кого-то надо мотивировать эмоциональным воздействием, кого-то прагматичным рациональным интересом. Кто-то, может быть, живет мечтой освободиться от родительской и школьной опеки и жить привольной студенческой жизнью. Еще одна сильная мотивация – личность самого преподавателя, поэтому лучше выбирать преподавателей харизматичных, интересных, со скучными лучше дела не иметь.

Вторая составляющая успеха – трудолюбие ребенка. Он должен или любить труд, или полюбить труд. Он должен понимать, что его ждет не легкая прогулка, а серьезное испытание. И если он к этому готов, в течение года он будет делать всё необходимое.

Насколько важно домашнее задание и из чего оно складывается?

Тут три компоненты. Первая – это механическая, на уровне условных рефлексов отработка тестовой части. Реальный экзамен идет до четырех часов, и посвящать тестовой части больше получаса уже опасно, потому что не останется времени на творческую часть. Учитель должен добиться того, чтобы ребенок буквально на автопилоте решал тесты и переходил к дальнейшим заданиям. Соответственно, термин «натаскивать» очень хорошо описывает процедуру подготовки к решению тестовой части.

Вторая компонента – это теоретический материал. Он необходим, и если на занятии не удается дать достаточный объем теории, то ребенок должен изучать ее самостоятельно. А если на занятии теории дано много, то дома ребенок должен её повторить.

Третья компонента – тренировка в выполнении творческих заданий. Они могут быть самыми разными. Понятно, что техника их выполнения одна и та же, но содержание очень разное. Тут преподаватель должен очень разносторонне подойти к вопросу формирования домашних заданий: давать их по максимально широкому спектру вопросов. Нужно быть уверенным, что когда ребенку на экзамене попадется незнакомое задание, он не растеряется, не помедлит, а быстро найдет способ решения этого задания.

Заданий, как я уже говорил, надо давать побольше. Чаще всего дети делают их в последний день перед занятием. Но если заданий будет много, ребенку придется заниматься и в другие дни, а это очень важно, поскольку недостаточно один раз в неделю погружаться в предмет, а потом напрочь забывать о нем.

Как правильно совмещать основную занятость ребенка в школе и дополнительные занятия?

Здесь все зависит от школы. Есть школы, в которые ребята приходят просто побыть. Звучит курьезно, но у меня были ученики, которые такой социальный институт, как школа, считали местом, куда они приходят общаться. Не учиться, а именно общаться! Если речь идет о такой школе, то основная часть внешкольного времени должна отводиться на самостоятельную подготовку ребенка с репетитором или в образовательном центре. Здесь дополнительное образование парадоксальным образом превращается в основное.

Но есть сильные школы, которые и сами проводят факультативы, на уроках дают то, что надо, учителя являются экспертами ЕГЭ и стремятся обеспечить подопечным высокие баллы на ЕГЭ. В этом случае, дополнительные занятия нужны, только если ребенку трудно успевать за другими. Это именно вариант дополнительного образования.

В большинстве случаев средняя школа занимает полдня, а после ребенок спокойно может уделить три-четыре часа дополнительным занятиям и даже оставить один-два выходных. В большинстве случаев старшеклассники спокойно выдерживают этот темп.

Еще важно учитывать, что зачастую большая часть внешкольного времени детей уделяется кружкам, занятиям по интересам, спорту. Это прекрасно и важно, дети должны развиваться. Но если к 11 классу график таких занятий уже плотно спрессован, то на подготовку ЕГЭ, если таковая нужна, времени совсем не остается. И тут родителям надо выбирать. Советую на год уменьшить нагрузку ребенка по интересам и освободить время для того, чтобы подготовиться к грядущей аттестации. Все-таки к танцам и секциям вернуться через год куда проще, чем к поступлению в хороший вуз.